Авторизация



Запомнить меня


Регистрация
Восстановить пароль

Партнеры

Реклама








Храмы Вязьмы. Каменных дел мастера.

С развитием экономики Вязьмы, а также в результате энергичной деятельности местного купечества в городе широко развернулось строительство, и прежде всего каменных храмов. Их было сооружено более двадцати, до наших дней сохранилось десять.

К шедеврам строительного искусства советские искусствоведы относят трехшатровую Одигитриевскую церковь, которая стоит на невысоком холме в западной части Вязьмы. После Спасской башни это было второе каменное здание в городе. Построено оно в 1635—1638 годах. Подобных церквей больше нет не только в Вязьме, но и во всей Смоленской области. Это строительный уникум, которым по праву гордятся жители города. Он делает честь вяземским мастерам каменных дел XVII века и свидетельствует о их высоком художественном вкусе. С полным основанием церковь включена в число интереснейших архитектурных памятников Смоленщины.

Одигитриевская церковь — очень простое, но в то же время пышное и нарядное здание. Известный советский искусствовед В. В. Косточкин характеризует его как обыкновенный, бесстолпный, вытянутый вверх четверик с мелкими кокошниками под карнизом. Красочную нарядность придают ему блестящие цветные изразцовые вставки в тимпанах кокошников. Это одна из декоративных особенностей храма. Под его вытянутым, продолговатым сомкнутым сводом с корытообразной железной кровлей сохранились остатки верхних кокошников. Они и составляют своеобразную ступенчатую пирамиду — основание под великолепные, устремленные вверх шатровые главы. Словно сказочные, празднично одетые сестры, стоят они рядом, как бы плечом к плечу, выстроившись в одну линию. Граненые барабаны их богато орнаментированы деталями из особого кирпича и белого камня. На этих барабанах величаво стоят декоративные, ребристые, сложенные из прочного кирпича и тянущиеся вверх шатры, покрытые кровельным железом.

К церкви примыкает низкая трапезная, пристроенная к ней в более позднее время. Хотя она и не так привлекательна, как сам храм, но сделана тоже с художественным вкусом. Вместе они образуют интересную архитектурную композицию.

Примечательно и внутреннее убранство церкви. Здесь можно увидеть голосники, которые в других храмовых зданиях города отсутствуют. Небольшими темными пятками, словно черными бусинами, смотрятся они на своде апсиды и на поверхности стен. Эти акустические детали придавали церкви особую звучность. Рассказывают, что бас дьякона, служившего когда-то в этом храме, с огромной силой врезался в толпу молящихся и производил на них колоссальное впечатление. Ни один турист, посетивший Вязьму, не прошел мимо этого древнего памятника, взятого государством под охрану.

Украшением Вязьмы является Троицкий собор. Размещается он в самом центре города, на прибрежном холме, который вязьмичи называют Соборной горой. Виден собор со всех точек города. К нему вплотную примыкает похожая на ступенчатую пирамиду массивная колокольня. Эти церковные здания построены на месте более раннего деревянного Никольского собора и в своей архитектуре наглядно отражают хороший художественный вкус строительных мастеров Вязьмы XVII века, привлекая к себе многочисленных туристов.

Белокаменный собор, сверкающий серебристой главой, и многоярусная колокольня тоже с такой же серебристой главой, возвышаясь на холме, как бы парят над городом, придавая ему неповторимую красоту, выразительность и привлекательность. Их возвели в течение двух лет (1674—1676 гг.). Даже в наше время с трудом верится, что эти величественные здания были сооружены в столь сжатые сроки. А для тех далеких лет, когда строительство велось вручную, без каких-либо механизмов, такие темпы, несомненно, были колоссальными.

Архитектурные формы собора просты и лаконичны. Сооружение бесстолпное, с тремя апсидами и двумя симметричными приделами. Перекрыто оно сомкнутым сводом. Вместе с колокольней составляет прекрасный архитектурный ансамбль.

Луковичная, немного приземистая глава, венчающая колокольню, перекликается с луковичной главой самого храма и такими же небольшими главками на боковых его приделах. Всю прелесть сооружения, отмечает В. В. Косточкин, составляют смещенные по отношению друг к другу ряды убывающих кверху кокошников. Полукруглые и килевидные, они плавно уходят вверх к слегка вытянутому барабану, создавая для него ступенчатое основание. На таких же основаниях, но меньших размеров, стоят и главы приделов. Карнизы кокошников отличаются четкостью своеобразного рисунка. Это тоже большое архитектурное богатство Троицкого собора.

Недалеко от Троицкого собора высится другой архитектурный памятник — Богородицкая церковь. Она сооружена в 1727 году. Строили ее посадские люди на свой средства. Сами они приглашали и строительных мастеров. Городские власти, конечно, не препятствовали. Ведь религия нужна была для одурманивания простых людей, для отвлечения их от борьбы с эксплуататорами. Этим, в 5первую очередь, и объясняется появление в Вязьме большого количества храмов.

Богородицкая церковь по сравнению с Троицким собором довольно скромное сооружение. Здание это одноапсидное, стоит восьмериком на четверике. Фасад его украшен колоннами и филенчатыми пилястрами. Имеет придел поздней постройки.

Более интересным памятником является Спасс-Преображенская церковь, возвышающаяся в верхней части Города. На этом месте в XIV веке находился мужской монастырь, который славился далеко за пределами города своими богатыми иконами. В XVII веке здесь уже стояла деревянная приходская церковь с небольшой колокольней на столбах. Это сооружение, как и многие другие, сожгли польские интервенты. На его пепелище и была возведена в 1736 году купцом И. Г. Вязьневым совместно с прихожанами новая каменная церковь, сохранившаяся до наших дней. Тоже бесстолпное одноапсидное храмовое здание с пятью главами. Его окружает ажурная железная решетка, забранная в кирпичные столбы ограды. Одна глава церкви — световая, остальные — декоративные. Это, пожалуй, самая характерная особенность простого, но красивого архитектурного памятника.

Достопримечательностью Вязьмы является и Введенская церковь с высокой трехъярусной колокольней, которая хорошо видна с центральных улиц города. Она построена в 1748—1763 годах. Сам храм — традиционный восьмерик на четверике с красивыми наличниками и фигурной луковичной главой на двойном барабане. Наибольшей ценностью здесь является ажурный крест, по праву отнесенный к произведениям искусства. Его изящество характеризует высокий класс работы вяземских мистеров.

В юго-западной части Вязьмы есть еще одна достопримечательность—Екатерининская церковь, сооружение которой было завершено в 1791 году. Храмовое здание увенчано луковичными звездчатыми главами с красивыми ажурными крестами. Особенно привлекателен в нем просторный и светлый интерьер. Примечателен не только своеобразной конструкцией свода, но и уникальным, оставшимся от большого иконостаса, деревянным распятием, висящим под самым куполом. Изваяние тоже свидетельствует о высоком умении вяземских резчиков по дереву. Запоминающимися скульптурами они украшали храмы города.

Несомненный интерес представляет также скромная, построенная с завидным мастерством в 1656 году Вознесенская церковь. Это квадратное, сильно вытянутое по вертикали здание с поясом ложных кокошников и довольно высокой, выдвинутой вперед апсидой, расчленений по горизонтали на неравные части. Над его четырехскатной крышей возвышается единственная глава.

Перед храмом — два арочных проезда, по сторонам которых сохранились привлекательные парные витые колонки с коринфскими капителями. В этом отличительная особенность Вознесенской церкви. Вплотную к ней примыкает двухэтажная трапезная с высокой колокольней. На ней можно увидеть окна с красивыми наличниками, остатки древнего арочного крыльца и некоторые другие примечательные архитектурные детали. В целом довольно оригинальный памятник вяземской старины, достойно украшающий сегодняшний город.

В северо-западной части Вязьмы стоит Петропавловская церковь, сооруженная в начале XIX века. Позднее на ее фасад «одели» цементную рубашку (оштукатурили), после чего она потеряла свою внешнюю привлекательность. Но и в таком виде здание является важным архитектурным памятником города.

Кроме церквей, в Вязьме было сооружено много каменных жилых домов. Один из них, возведённый в конце XVIII века, расположен недалеко от Введенской церкви. Это небольшое двухэтажное здание не относится к числу шедевров жилищного строительства. Но, как отмечено советскими искусствоведами, оно привлекает внимание своей интимностью и приятной целостностью. Особенно интересно декоративное «узорочье» его фасадов.

В северо-восточной части города, на углу двух пересекающихся улиц, сохранился купеческий дом, похожий на большой каменный кубик. Особый колорит придают ему крупные наличники окон и продолговатые прямоугольные ниши вместе с угловыми лопатками и небольшим карнизом. Под стать ему и другая стоящая неподалеку от него жилая постройка. У нее широкие арочные проемы окон и примерно такие же ниши, равномерно расставленные на стенах. Подобные одноэтажные и двухэтажные дома, сохранившиеся в той или иной степени, можно увидеть среди новой застройки на улицах Парижской Коммуны, Лейтенанта Шмидта, имени Кирова и Кронштадтской. Эти старые дома рассказывают не только о вкусах вяземского купечества, но и служат характеристикой принципиально нового направления в архитектуре конца XVIII —первой половины XIX века.

С конца XVIII века застройка Вязьмы стала осуществляться по проекту планировки, составленному в соответствии с правительственным указом о «сделании» всем русским городам новых планов. Внесший в структуру Вязьмы элементы регулярности этот проект упорядочил капитальное строительство в городе.

В 1750 году Вязьма получила собственный герб, на котором были изображены черная пушка на золоченом лафете и райская птица Гамаюн на ее стволе. Герб Вязьмы схож с гербом Смоленска. И тот и другой символизируют боевое значение этих старинных городов для Российского государства.

Рассказывая о том времени, мы, однако, не собираемся идеализировать его. Ведь историческое прошлое — не только величественные, прекрасные храмы и дома. Это и убогие лачуги, где жили строители архитектурных шедевров, и феодальный гнет, и голод, и эпидемии, и поповское мракобесие, и нашествие иностранных захватчиков, которые убивали русских людей и уничтожали древнейшие памятники зодчества. Но и в таких ужасных условиях город сумел проявить свой талант и неукротимость духа в непримиримой борьбе против дикого произвола эксплуататоров внутри страны и захватнических устремлений внешних врагов.

Прислал КраеВЕД

AlDem67 | Добавлено 09.01.2010 в 06:00 | 0 коммент.

Другие новости

Оживление экономической жизни в Вязьме

После окончания Северной войны на западной границе России воцарился мир. Вязьма перестала играть роль военного форпоста, и ее крепостная стена перешла из управления военного ведомства под наблюдение городках властей.

 
  Эхо пугачевского набата

Вторая половина XVIII века в России характеризуется началом разложения феодально-крепостнического строя, формированием внутри него капиталистических отношений и усилением эксплуатации народных масс.

 
Комментарии